Республика Казахстан – официальный наблюдатель европейской фармакопейной комиссии

01.01.1970

Европейская фармакопейная комиссия учреждена при Совете Европы с целью подготовки и утверждения монографий Европейской фармакопеи. Секретариат Европейской фармакопейной комиссии впоследствии был преобразован в Европейский директорат по контролю качества лекарственных средств и медицинских услуг Совета Европы (EDQM ).

Периодичность сессий Европейской фармакопейной комиссии установлена с 1964 г. и постоянна до настоящего времени (три раза в год – обычно в марте, июне и ноябре).

На сессиях Европейской фармакопейной комиссии рассматривается широкий круг вопросов и проблем, прежде всего, утверждаются проекты монографий, предназначенные для включения в Дополнения к текущему изданию и следующее издание Европейской фармакопеи, заявки на разработку новых и пересмотр существующих монографий. Обязательными являются вопросы взаимодействия с регуляторными и экспертными органами Европы (ЕМЕА), США (FDA) и других стран, а также ВОЗ (WHO). Значительное внимание комиссии занимают вопросы трехсторонней гармонизации требований Европейской фармакопеи, Фармакопеи США и Японской фармакопеи в рамках Международной конференции по гармонизации технических требований к регистрации медицинских продуктов (ICH). Предметом обсуждения комиссии является взаимодействие EDQM с производителями лекарственных средств, инспектирующими органами и другими организациями. Систематически заслушиваются отчеты групп экспертов, занимающихся экспертизой проектов монографий и их доказательной базы, а также различных рабочих комиссий по их подготовке.

В состав Европейской фармакопейной комиссии входит 37 стран-членов и 23 наблюдателя (по состоянию на 2009 г.). Из числа стран бывшего СССР первыми наблюдателями в комиссии стали Грузия и Украина, в июне 2006 г. положительное решение было принято в отношении Республики Казахстан и Российской Федерации, далее в статус наблюдателей последовательно вступили Республика Беларусь, Молдова и Армения.

Статус страны-наблюдателя позволяет решать следующие вопросы:

  • изучение европейского опыта в области стандартизации и контроля качества лекарственных средств;
  • определение национальных подходов и путей развития в данной области;
  • гармонизация требований к качеству и безопасности лекарственных средств с международными, в том числе европейскими стандартами;
  • вступление в Единую сеть официальных лабораторий по контролю качества лекарственных средств EDQM (OMCL);
  • участие в работе экспертных групп;
  • участие в образовательных программах, проводимых EDQM;
  • привлечение к научным исследованиям, выполняемым под эгидой Европейской фармакопеи .

За трехлетний период пребывания Республики Казахстан в статусе страны-наблюдателя были осуществлены значительные шаги в развитии национальных требований к качеству и безопасности лекарственных средств, которые стали возможны благодаря приобретению европейского опыта в данной области. В первую очередь, проведена гармонизация значительной их части с Директивами ЕС, например, в области регистрации лекарственных средств, разработки национальных стандартов обеспечения качества (GMP, GDP, GPP, GLP, GCP), проведения испытаний стабильности и др.

Концепция гармонизации реализована путем создания национального фармакопейного стандарта – Государственной фармакопеи Республики Казахстан (ГФ РК) /1/, в основу которой положены принципы, методы и методики Европейской фармакопеи. Благодаря гармонизированности ряда ее требований в рамках ICH достигнута гармонизация национальных стандартов с Фармакопеей США и Японской фармакопеей. Вопросы гармонизации фармакопейных стандартов подробно освещены в работе .

Двухчастная структура большинства монографий ГФ РК является наиболее целесообразной формой выражения этой концепции, когда общая (европейская) часть идентична соответствующей статье Европейской фармакопеи, а следующая за ней национальная часть, обозначенная гербом Республики Казахстан, отражает особенности подходов к качеству лекарственных средств в стране /3–7/. Европейская часть монографий распространяется на лекарственные средства, произведенные в условиях Надлежащей производственной практики ( GMP ), а национальная часть регламентирует требования к лекарственным средствам, не произведенным в соответствии с указанными правилами. Первое издание ГФ РК включает в себя два тома, первый из которых посвящен изложению общих разделов и общих монографий, а второй содержит, в основном, монографии на фармацевтические субстанции, лекарственное растительное сырье, лекарственные препараты, медицинские иммунобиологические препараты.

Создание ГФ РК потребовало унификации терминологической системы, без которой невозможно однозначное понимание регламентируемых ею стандартов и положений. Включение в систему стандартных терминов Европейской фармакопеи, утвержденных EDQM , позволяет не только унифицировать, но и достичь гармонизации терминов ГФ РК. Пятое издание «Стандартные термины» Европейской фармакопеи охватывает 479 понятий, относящихся к дозированным лекарственным формам, путям введения, контейнерам и переведенных на 27 европейских языков /8/. Фармакопейным центром принято предложение EDQM о включении в приведенный перечень терминов на казахском языке. В настоящее время работа по переводу стандартных терминов Европейской фармакопеи завершена и передана в EDQM для опубликования в следующем дополненном издании.

Включение испытательных лабораторий республики в Единую сеть официальных лабораторий EDQM продиктовано необходимостью координации деятельности в области контроля качества, признания результатов испытаний и использования ее конфиденциальной информации. Единая форма и равный уровень функционирования системы обеспечения качества в официальных лабораториях сети ОМС L позволяет осуществлять взаимный обмен результатами испытаний в контроле продукции серийного производства и рыночном надзоре за лекарственными средствами, получать доступ к базе данных по контрафактным и фальсифицированным лекарственным средствам, принимать участие в международных арбитражных испытаниях, проводить научные исследования в рамках Европейской фармакопеи и т.п.

Реализация поставленной цели возможна путем:

  • внедрения систем обеспечения качества;
  • организации аудитов лабораторий специалистами EDQM и сети ОМС L ;
  • повышения уровня выполнения испытаний (РТS);
  • проведения тренингов персонала (по методам и методикам испытаний, обеспечению качества в сети ОМСL).

В настоящее время РГП «Национальный Центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» МЗСР РК при финансовой поддержке Всемирного банка развития предприняты активные действия по вступлению Испытательного центра в Единую сеть ОМСL . С этой целью группой экспертов EDQM проведена предварительная оценка соответствия лабораторий Испытательного центра требованиям международного стандарта ISO 17025, предъявляемым в сети ОМСL , в том числе технической оснащенности и компетентности персонала.

В процессе аудита экспертами проведено обучение специалистов Испытательного центра по следующим основным вопросам:

  • система менеджмента качества по стандарту ИСО/МЭК 17025 (требования к испытательным лабораториям);
  • несоответствие спецификаций, требующих корректирующих мер;
  • программа стандартных образцов Европейской фармакопеи;
  • применение метода высокоэффективной жидкостной хроматографии;
  • недостоверность измерений.

По мнению экспертов EDQM , лаборатории Испытательного центра в основном соответствуют международным требованиям, а уровень их технической оснащенности позволяет участвовать в ряде исследований, осуществляемых ОМСL. В результате аудита выработаны рекомендации по приведению деятельности Испытательного центра в полное соответствие предъявляемым требованиям.

Согласно данным рекомендациям предусмотрены следующие мероприятия:

  • разработка и внедрение системы менеджмента качества в соответствии с международными требованиями EN ISO / IEC 17025:2005/ OMCL ;
  • участие в международных сличительных испытаниях, проводимых EDQM ;
  • разработка и внедрение программного обеспечения «Лабораторные информационные системы менеджмента» (LIМS);
  • аккредитация на соответствие международным требованиям EN ISO / IEC 17025:2005/ OMCL .

Одним из обязательных условий наблюдательской деятельности стран в Европейской фармакопейной комиссии является участие в ее регулярных сессиях. С момента включения в состав комиссии представители Казахстана приняли участие в работе 9 сессий. Последняя 135-я сессия Европейской фармакопейной комиссии проходила 1–2 декабря 2009 г ., после завершения которой специально для регуляторных/экспертных органов стран-наблюдателей было проведено консультативное совещание. Исключительная значимость совещания для эффективной наблюдательской деятельности стран требует детального освещения его хода и решений в настоящей публикации.

Участие в консультативном совещании 3–4 декабря 2009 г . заявил практически полный состав наблюдателей, включая Австралию, Бразилию, Канаду, Мадагаскар, Малайзию, Тунис, а также ряд постсоветских республик. Функции модераторов совещания исполняли Председатель Европейской фармакопейной комиссии профессор Хендрик Дж. Де Йонг и директор EDQM доктор Сюзанна Кайтель. Рабочим языком совещания традиционно был принят английский язык.

Программа совещания охватывала широкий круг вопросов вводного характера, необходимых для понимания идеологии и принципов Европейской фармакопеи, структуры и деятельности EDQM , а также процедур, лежащих в основе функционирования Европейской фармакопейной комиссии как утверждающего органа. Вниманию участников были представлены доклады на актуальные темы, подготовленные ведущими специалистами EDQM :

  • общие представления о структуре EDQM и регуляторной системы Европы (д-р Сюзанна Кайтель, директор EDQM);
  • европейская фармакопея: как мы работаем (г-жа Кэти Вилль, руководитель Департамента Европейской фармакопеи);
  • как читать Европейскую фармакопею (д-р Эммануэль Шартон, заместитель руководителя Департамента Европейской фармакопеи);
  • контроль примесей в Европейской фармакопее (д-р Мишель Вирье, заместитель руководителя Департамента Европейской фармакопеи);
  • обзор политики и процесс аттестации/распространения стандартных образцов Европейской фармакопеи (д-р Андрэ Лоди, руководитель Лабораторного департамента, г-н Венсан Эглофф, руководитель Отдела стандартных образцов и управления их поставками);
  • биологические стандартные препараты (д-р Карл-Хайнц Букхайт, заместитель руководителя Департамента биологической стандартизации, сети ОМСL и здравоохранения);
  • сертификация на соответствие монографиям Европейской фармакопеи: процедура, область и место в регуляторной структуре (г-жа Элен Бругуера, заместитель руководителя Департамента сертификации);
  • единая сеть ОМСL : легальная база, область и перспективы для сотрудничества (г-н Жан-Марк Спизер, руководитель Департамента биологической стандартизации, сети ОМС L и здравоохранения);
  • борьба с фальсификацией: Конвенция Совета Европы против фальсификации медицинских продуктов и подобных преступлений, представляющих угрозу общественному здоровью (проф. Хендрик Дж. Де Йонг, Председатель Европейской фармакопейной комиссии).

После презентаций для наблюдателей было организовано посещение Лабораторного департамента EDQM с целью ознакомления с его деятельностью. В структуре Лабораторного департамента представлены зоны хроматографического анализа (жидкостная хроматография, газовая хроматография, хроматомасс-спектрометрия) и физико-химических испытаний. Специальная конструкция помещений, системы общей и индивидуальной вентиляции/кондиционирования, уровень технического оснащения, программное обеспечение LIMS и многие другие условия соответствуют строгим требованиям, предъявляемым к лабораториям подобного уровня, что обеспечивает высокое качество выполняемых испытаний.

Одним из важнейших аспектов деятельности EDQM является получение и аттестация стандартных образцов Европейской фармакопеи. Вниманию наблюдателей был представлен полный производственный цикл – получение, очистка, фасовка, упаковка, аттестация, маркировка, хранение, дистрибуция/реализация химических стандартных образцов (СRS ). Особая система обеспечения качества стандартных образцов, действующая в производстве, характеризуется уникальностью и обосновывает высокий уровень их надежности в аналитических испытаниях.

Второй рабочий день консультативного совещания был посвящен вопросам взаимодействия EDQM и стран-наблюдателей, определению сфер общих интересов. В процессе интерактивного общения делегациями представлен собственный опыт и достижения в организации государственного контроля качества лекарственных средств, проведении процедуры государственной регистрации лекарственных средств, разработке национальных путей развития фармакопейных стандартов. Участниками совещания были рассмотрены и обсуждены презентации:

  • регулирование и контроль качества лекарственных средств в Армении;
  • статус Европейской фармакопеи в Австралии;
  • центр по оценке и испытаниям в здравоохранении (Республика Беларусь);
  • роль Национальной фармакопеи в Бразилии;
  • государственная фармакопея Республики Казахстан – главный стандарт качества и безопасности лекарственный средств;
  • два года сотрудничества с EDQM (Российская Федерация);
  • государственная фармакопея Украины: достижения и проблемы;
  • роль Европейской фармакопеи в США.

Своевременной и полезной для профессиональной деятельности оказалась консультативная часть совещания, включавшая сессию вопросов и ответов как в публичной форме, так и в форме « one - to - one ». На полный перечень вопросов, заданных делегацией Казахстана по различным аспектам Европейской фармакопеи (например, условия применения монографий 2.9.40 «Однородность содержания» и 2.9.5/6 «Однородность массы/содержания» и др.), получены исчерпывающие ответы со стороны ведущих специалистов EDQM . В заключение участниками совещания были выработаны рекомендации для дальнейшего сотрудничества и определены пути активного вовлечения наблюдателей в процесс развития фармакопейных стандартов.

На совещании стран-наблюдателей в Совете Европы была представлена Государственная фармакопея Республики Казахстан, что по существу является неординарным событием для страны. Высокий интерес проявлен EDQM к национальным монографиям ГФ РК на отечественные виды лекарственных растений, например, полынь гладкую, кермек Гмелина, молочай джунгарский и др. В процессе обсуждения доклада ведущими специалистами EDQM предложено включить ряд монографий ГФ РК на лекарственное растительное сырье в Европейскую фармакопею. Однако данное предложение подразумевает, что процесс включения национальных монографий в Европейскую фармакопею представляется далеко не процедурным, а связан с обстоятельной экспертизой доказательной базы научных данных, положенных в основу монографий, а также необходимостью неоднократного воспроизведения в сети ОМС L результатов аналитических испытаний и подтверждения регламентируемых норм. После презентации первое издание ГФ РК на государственном языке в двух томах было вручено директору EDQM доктору Сюзанне Кайтель.

В июле 2009 г . Фармакопейной конвенцией США принято решение о включении Республики Казахстан в статус страны-наблюдателя, за которым последовало приглашение к участию в ее ежегодных сессиях. На сентябрьской сессии Республику Казахстан представляли генеральный директор РГП «Национальный Центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» МЗСР РК Г.Д. Бердимуратова и директор Испытательного центра А.Т. Кабденова. Следующая сессия Фармакопейной конвенции США состоится в апреле 2010 г . в Вашингтоне, заявка на участие в которой от Республики Казахстан уже принята руководством Конвенции.

Фармакопейная конвенция США, будучи негосударственной организацией, осуществляет разработку и издание Фармакопеи США – Национального формуляра, занимается производством и аттестацией стандартных образцов, научной и образовательной деятельностью. Очевидно, аспекты сотрудничества регуляторных и экспертных органов Казахстана с Фармакопейной конвенцией США предусматривают развитие тех же направлений, что и в случае с EDQM . Однако приобретенный за трехлетний период опыт наблюдательской деятельности в Европе позволит Казахстану активнее проводить гармонизацию национальных фармакопейных стандартов, достичь более глубокого и критического осмысления политики в области качества лекарственных средств в интересах охраны здоровья населения.